Священник Геннадий Короневский поселился в Дисне — самом маленьком городе страны — 27 лет назад. И с той поры удивляет местный народ. За год вместе с верующими восстановил храм XIX века. Потом взял 20 гектаров земли и завел фермерское хозяйство. После этого переключился на новое дело — восстановил графскую усадьбу Костровицких. Ее развалины сохранились в Дорожковичах — пригороде Дисны: именно отсюда корни французского поэта Гийома Аполлинера. Короневский перебрал каждый камешек в историческом месте и через 15 лет справил тут новоселье. И снова подался в бизнес — на сей раз это агротуризм. TUT.BY побывал в гостях у необычного священника.
История усадьбы
В конце XVIII века хозяином имения в Дорожковичах стал Михаил Костровицкий, подвоевода полоцкий. Он, в свою очередь, передал усадьбу сыну Адаму — хорунжему дисненскому. У него, в свою очередь, было трое сыновей. И все приняли участие в национально-освободительном восстании 1863 года. За это власти конфисковали имение.
Один из Костровицких, штабс-капитан Михаил Аполлинарий, бежал в Европу. Поселился в Риме, и здесь в 1880 году его дочь Ангелина родила мальчика, которого нарекли Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий. Став известным поэтом-сюрреалистом, он взял себе псевдоним: Гийом Аполлинер.
После революции дом превратили в клуб. В войну в особняк попала бомба. И от двухэтажного здания с мансардой осталась лишь часть фундамента и стен.
Так было, пока руинами не заинтересовался священник Геннадий Короневский. Сейчас здесь — его родовое гнездо и агроусадьба «У Костровицких».
Усадьба находится на берегу Двины, посреди красивого парка. Часть деревьев — старые липы, сосны, ели — радуют глаз и сегодня.
«Построил дом из мусора»
Глядя на этот добротный трехэтажный дом, никто, даже сами хозяева, уже не верит, что не так давно тут были руины и свалка.
Впервые остатки былой усадьбы отец Геннадий увидел в 1989 году. Тогда дисненский батюшка и прихожане отстраивали местную Свято-Воскресенскую церковь XIX века. «Сделали это буквально за год!» — вспоминает Короневский.
В поисках стройматериалов для церкви отец Геннадий однажды набрел на руины графского особняка. И всё — прикипел к этому месту. Решил во что бы то ни стало восстановить дом: и память историческую сохранить, и свое гнездо обустроить.
Жена священника матушка Наталья ахнула, когда узнала, что муж намерен поднять эти руины. Но главу семьи было не переубедить.
— Никто не верил, что я построю дом на той свалке. Если б вы видели, что тут творилось, сколько было хлама! — вспоминает отец Геннадий. — Все думали: батюшка сошел с ума, в бирюльки играет. А я чувствовал: это место благодатное. И меня сюда тянула душа. Строил на старом фундаменте, и два года ушло только на то, чтобы раскопать его от мусора. Старались расчистить каждый камень, каждый кирпич. Они шли в новые стены. И я хотел, чтобы сохранился первоначальный вид дома. То, как он выглядел, восстанавливали по фото, воспоминаниям старожилов, историческим документам.
В итоге старая и обновленная усадьбы выглядят похоже. Но есть и отличия: раньше было два этажа, теперь — три. Вместо деревянного крыльца — каменное. Костровицкие любовались закатами и восходами над Двиной с мансарды, а Короневские — с балкона.
— Можно сказать, построил жилье не только на свалке, но и со свалки. Ходил, искал — где кто что выбросил или разрушил: камни какие или кирпичи. Все подбирал и вез сюда. Вот эти камни, с дорожки возле дома, — от ступеней, которые вели к Дисёнке (так с любовью местные жители называют речку Дисну. — Прим. TUT.BY). Их выбросили после реконструкции спуска к воде. Может, сам патриарх Тихон ходил по ним? (Во время Первой мировой войны в Дисне служил архиепископ Литовский и Виленский Василий Беллавин, позже он стал Патриархом Московским и всея Руси Тихоном. — Прим. TUT.BY).
Дом батюшка строил для большой семьи — у них с Натальей Александровной трое детей: Руслан, Людмила и Евгения. Но сын и дочери, повзрослев, живут отдельно, у родителей только гостят. Поэтому священник зарегистрировался как ИП и создал агроусадьбу. В одной части особняка хозяева живут, а вторую сдают постояльцам. Для них отведены две комнаты на 4−5 человек.
Тем не менее Короневский надеется, что со временем особняк все же станет очагом для большой семьи: у него пятеро внуков, и может, кто-то из них захочет здесь поселиться.
Матушка Наталья, которая вначале не особо верила, что затея мужа закончится чем-то хорошим, теперь гордится им:
— Практически все строительные работы он делал сам. В подвале у мужа мастерская, там разные станки. Пригласил на помощь только специалиста по каминам. Их у нас два — в гостевой комнате и кабинете отца Геннадия.
Одну из комнат для гостей хозяева в шутку называют: «каминный зал». Обстановка в нем старосветская: в центре — старинный стол, окруженный стульями. Одному из них, говорит батюшка, уже лет двести.
Возле дома — беседка, место для пикника, качели и гамак. Здесь же строят три летних домика для гостей. И избушку, словно из сказки. Отец Геннадий шутит: «Скоро перейду сюда жить». Но, если серьезно, это домик для детских игр.
«Все видел, но попа́ на тракторе — нет»
Род Короневских — из Гродненской области. Дед священника имел 100 гектаров земли, и в духе того времени его, конечно же, записали в кулаки. Отец строил мосты. Понятно, от кого батюшка перенял хозяйские гены и мастеровые руки. Окончил в Минске «нархоз» и духовное училище. К Богу пришел в молодом возрасте, 36 лет назад. Через шесть лет стал священником. В Дисну его направили восстанавливать местный храм.
Сейчас Геннадий Короневский — настоятель в трех церквях: в честь Воскресения Христова и иконы Божьей Матери «Одигитрия» в Дисне, святых апостолов Петра и Павла в деревне Григоровичи.
Пять лет Короневский совмещал служение в церкви с работой на земле. Газеты окрестили его тогда единственным в стране священником-фермером. У батюшки был хутор, 20 гектаров, трактор, необходимый инвентарь и полный двор скотины: лошади, коровы, быки, гуси, куры, свиньи, кролики… Еще и карп в пруду.
А еще были вечные мозоли на руках, как у всех сельчан. И — бесконечное «надо»: только получал доход и тут же пускал его в дело — надо запчасти, надо удобрения, надо корм для животных, надо топливо… «Надо» говорило и государство. Однажды священник отказался сдать ему зерно, и местная газета тут же пропесочила: «куркуль».
На фермера в рясе, как на диковинку, съезжались посмотреть журналисты и иностранцы. Однажды кто-то из гостей воскликнул: «Все видел, но попа на тракторе не видел!».
Потом батюшка решил, что сочетать служение церкви и фермерство слишком тяжело. Теперь семья выращивает только картошку и другие овощи для своих нужд и держит немного живности.
Это сейчас матушка Наталья может отдохнуть в гамаке, и то — изредка, а о фермерстве вспоминает как о времени, когда она вообще не могла присесть.
На досуге супруги любят поиграть с лабрадором Графом. Матушка научила его «гонять» в футбол. Пес просто обожает, когда ему бросают мяч, и готов предаваться забаве хоть целый час. Скорее, устанут хозяева, чем он.
Собиратель старины
Похоже, Короневский и сейчас единственный ИП в рясе. Постояльцев в агроусадьбе пока не так много, как хозяева хотели бы. В основном это командированные. Но гостили и иностранцы, и белорусские туристы. Из развлечений кроме знакомства с природными, историческими и архитектурными объектами Дисненщины — рыбалка, баня, поход в лес за ягодами и грибами.
Есть у дисненского священника еще одна «фишка»: он коллекционирует предметы старины:
— Езжу по деревням и, как люди говорят, всякий хлам собираю. Бывает, привожу целую машину вещей, которые пылятся на чердаках за ненадобностью. Хочу создать в усадьбе краеведческий музей, помещение под него уже определил. Там будут вышиванки, разные инструменты, часы, жернова, угольные утюги, самовары, жбаны всякие… Есть даже столетний патефон, и он работает!
В батюшкином кабинете — старые иконы: они создают необыкновенную атмосферу — строгую и одновременно светлую. Предмет особой гордости отца Геннадия — настенные часы, которые есть в кадрах фильмов «Черная береза» и «Государственная граница» (Дисну очень любили советские киношники, всего в этом городе сняли шесть лент. — Прим. TUT.BY).
— Хозяйка этих часов предоставляла их киношникам для съемок. Потом она умерла, но часы завещала мне, зная мою любовь к собирательству. Часы и сейчас идут, впрочем, как и другие. Но я их не завожу — иначе от звона по всему дому не уснешь.
Церковное начальство не раз хотело «перетянуть» деятельного священника из глубинки в большие города. Но он остался верен своей любимой патриархальной Дисне и ее жителям. Местные говорят, что в округе все уважают своего батюшку:
— Мимо него даже пьяницы просто так не проходят — здороваются.