Вместе с тем количество постнатальных абортов (убийств уже рожденных детей) возросло.
Важную роль в декриминализации абортов сыграла Международная федерация планирования семьи (МФПС), которая была создана в 1956 году американкой Маргарет Сэнгер. Эта организация способствовала легализации абортов во многих странах Европы. МФПС сотрудничала с ООН, финансировала исследования и разработку новых средств контрацепции и способствовала легализации абортов в странах Европы и США.
В странах Западной Европы аборты в основном были легализованы во второй половине XX века. Первой страной, которая это сделала, стала Великобритания в 1967 году.
Борьба ценностей
Такая дискуссионная тема, как аборты, имеет своих поклонников — «прочойсеров» (от англ. pro-choice — «за выбор»), и противников — «пролайферов» (от англ. pro-life — «за жизнь»).
Движение прочойсеров тесно связано с появлением контрацепции и фигурой Маргарет Cэнгер, которая упоминалась выше. Движение пролайферов возникло в США после декриминализации абортов в 1973 году. В Беларуси же первый официальный фонд движения за сохранение жизни«Открытые сердца» был создан в 2007 году.
Хотя дискуссия относительно абортов ведется уже десятилетиями, аргументы сторон остаются теми же.
Пролайферы говорят, что эмбрион чувствует боль во время аборта, что аборт может стать препятствием для последующих беременностей и иногда используется как форма контрацепции. Более того, аборты оплачиваются из налогов граждан, которые, в том числе, могут выступать против них. Особенно это существенно в случае религиозных людей, так как аборт противоречит христианству.
Прочойсеры же говорят, что женщины имеют право решать, что ей делать со своим телом, особенно если беременность наступила в результате инцеста или насилия. Согласно им, решение рожать может повредить моральному состоянию женщины. Подростки, которые решили рожать, скорее всего попадают в неблагоприятные жизненные ситуации: из-за ребенка они часто бросают школу, не имеют высшего образования и, как следствие, не могут устроиться на хорошую работу. От запрета же абортов демографическая ситуация в стране не исправляется и самих абортов не становится меньше: в условиях открытых границ женщины скорее поедут в соседние страны, где аборты разрешены, чтобы прекращать беременность там.
Что говорит статистика
По данным ООН, в 2013 году аборты для спасения жизни матери были разрешены в 97% стран мира. 75% стран позволяли аборты в тех случаях, когда физическое или ментальное здоровье матери было в опасности из-за беременности. В 50% стран аборты легальны в тех случаях, когда женщина забеременела в результате насилия или если наблюдаются серьезные нарушения в развитии плода. Только треть стран позволяет аборты в силу социальных или экономических причин.
Беларусь относится к тем странам, которые имеют наиболее либеральное в отношении абортов законодательство.
Согласно статье 27 Закона «О здравоохранении», женщина имеет право самой решать вопрос о материнстве. Аборт легально можно сделать до 22-й недели беременности. Но два года назад в закон были внесены изменения: с 27 декабря 2014 года врач может отказаться делать аборт, если операция не угрожает здоровью или жизни женщины.
Вообще количество абортов в Беларуси за последние 15 лет сократилось в четыре раза. В 2000 году в Беларуси всего было сделано 62429 абортов, а в 2015-ом — 14666. Это чуть меньше, чем населения Ошмян. В 2000 году на один аборт приходилось лишь 1,5 рожденных детей, а в 2015 году на один аборт приходилось 8,3 младенца.
Если сравнивать со статистикой по абортам в БССР, то цифры в независимой Беларуси значительно меньше. Например, в 1980 году в БССР было сделано 200 тыс. абортов — примерно столько людей живет в Бобруйске. При этом коэффициент прироста населения также меняется в лучшую сторону: в 2000 году был зафиксирован -4,1 прирост населения, а в 2015 году -0,1.
Таким образом, количество абортов уменьшается, уровень рождаемости растет, но численность населения уменьшается. Аборты не влияют кардинальным образом на демографическую ситуацию в Беларуси, а люди создают семью и рожают детей с учетомэкономических и социальных причин. И такая ситуация свойственна для всего мира.