Государственный Эрмитаж не собирается возвращать Беларуси национальные культурные ценности. Такой вывод можно сделать из интервью его директора Михаила Пиотровского программе «Главный эфир» телеканала «Беларусь 1», показанного 5 октября.
Известному российскому специалисту был задан конкретный вопрос о реституции, о том, может ли Эрмитаж «поделиться» с Беларусью ее национальными символами .
Пиотровский назвал «плохой вещью» понимание искусства как собственности. «Есть только отдельные вещи в национальных культурах, а это уже выходит за пределы искусства, которые хорошо бы иметь. Такие есть и в России, и в Беларуси», — сказал он, пишут «naviny.by«.
Пиотровский также высказался против реституции.
Самые большие потери музейным, библиотечным, архивным собраниям нанесла Вторая мировая война.
В годы Второй мировой войны с территории Беларуси было вывезено свыше 11,5 тыс. музейных экспонатов. Более 85% книг из фондов Государственной библиотеки Беларуси разграблено.
Среди шедевров скульптуры в галерее были работы Б.Растрелли, П.Клодта, М.Антокольского, уникальные коллекции гравюр на дереве беларуских художников, редчайшая коллекция из 48 слуцких поясов.
Среди произведений искусства, которые были утрачены в период войны, наибольшую ценность представляли собрания Могилевского областного государственного исторического музея. В начале июля 1941 г. из его собраний пропала беларуская национальная святыня — крест Евфросинии Полоцкой, серебряный жезл великого князя ВКЛ и короля Польши Сигизмунда III Вазы, золотой и серебряный ключи от Могилева, серебряная печать города, 28 королевских и царских грамот, врученных в разные периоды Могилеву, другие уникальные экспонаты.
Уникальные ценности были вывезены и из других музеев республики. Потери оцениваются в 33 909 единиц музейных экспонатов. Только из Гродненского музея похищено семь слуцких поясов, коллекция фарфора XIX в. и бокалы Тизенгауза, этнографическая коллекция одежды, картина «Старый Гродно» работы Буйновского.
Полоцкий краеведческий музей утратил Библии XV — XVI вв. с гравюрами напечатанные готическим шрифтом, портретную галерею деятелей доминиканского ордена, коллекцию орудий каменного века, 5 слуцких поясов.
Из Слонимского краеведческого музея вывезена шахматная доска гетмана Льва Сапеги XVI в. из черного дерева и слоновой кости, нумизматическая коллекция, портреты и картины голландских, русских, польских художников.
Гомельский государственный исторический областной музей лишился коллекций гравюр и офортов работы русских и зарубежных мастеров XVIII — XIX вв., археологических раскопок периода неолита, картин известных художников.
Из Барановичского музея в Германию под конец войны были вывезены полотна П.Рубенса, произведения беларуских художников, коллекция западноевропейского и китайского фарфора. Из Минского историке -художественного музея — многочисленные ценности, в числе которых — старинные пушки из Несвижской коллекции Радзивиллов. Уникальная коллекция, связанная с еврейской культурой, — картины, книги, рукописи, предметы декоративно-прикладного искусства, религиозного культа — попала в Вену.
Многие ценности вывозились перед началом наступления фашистов не только в Москву, но и в другие российские города. В Сталинград были направлены экспонаты Гомельского областного музея, однако во время переправы на левый берег Волги они были потоплены немцами при бомбежке. В Саратове остались собрания Витебского и Минского музеев, куда входили произведения белорусских, русских, западноевропейских художников. Сборы из белорусских коллекций находятся в Орле (10 портретов Голынских и Цехановецких), Пскове (издания Могилевской типографии), Смоленске (полотна XVI — XVIII вв. из частной галереи Сапег).