Эрмитаж не собирается возвращать Беларуси национальные культурные ценности, которые были эвакуированные в период Второй мировой войны

Государственный Эрмитаж не собирается возвращать Беларуси национальные культурные ценности. Такой вывод можно сделать из интервью его директора Михаила Пиотровского программе «Главный эфир» телеканала «Беларусь 1», показанного 5 октября.

Известному российскому специалисту был задан конкретный вопрос о реституции, о том, может ли Эрмитаж «поделиться» с Беларусью ее национальными символами .

Пиотровский назвал «плохой вещью» понимание искусства как собственности. «Есть только отдельные вещи в национальных культурах, а это уже выходит за пределы искусства, которые хорошо бы иметь. Такие есть и в России, и в Беларуси», — сказал он, пишут “naviny.by“.

Пиотровский также высказался против реституции.

 

Самые большие потери музей­ным, библиотечным, архивным собрани­ям нанесла Вторая мировая война.

В годы Второй мировой войны с тер­ритории Беларуси было вывезено свыше 11,5 тыс. музейных экспонатов. Более 85% книг из фондов Государственной библио­теки Беларуси разграблено.

Среди шедевров скульптуры в гале­рее были работы Б.Растрелли, П.Клодта, М.Антокольского, уникальные коллекции гравюр на дереве беларуских художни­ков, редчайшая коллекция из 48 слуцких поясов.

Среди произведений искусства, ко­торые были утрачены в период войны, наибольшую ценность представляли со­брания Могилевского областного государ­ственного исторического музея. В начале июля 1941 г. из его собраний пропала бе­ларуская национальная святыня — крест Евфросинии Полоцкой, серебряный жезл великого князя ВКЛ и короля Польши Сигизмунда III Вазы, золотой и серебряный ключи от Могилева, серебряная печать города, 28 королевских и царских грамот, врученных в разные периоды Могилеву, другие уникальные экспонаты.

Уникальные ценности были вывезены и из других музеев республики. Потери оце­ниваются в 33 909 единиц музейных экспо­натов. Только из Гродненского музея похищено семь слуцких поясов, коллекция фарфора XIX в. и бокалы Тизенгауза, этно­графическая коллекция одежды, картина «Старый Гродно» работы Буйновского.

Полоцкий краеведческий музей утра­тил Библии XV — XVI вв. с гравюрами напечатанные готическим шриф­том, портретную галерею деятелей до­миниканского ордена, коллекцию орудий каменного века, 5 слуцких поясов.

Из Слонимского краеведческого музея вывезена шахматная доска гетмана Льва Сапеги XVI в. из черного дерева и слоно­вой кости, нумизматическая коллекция, портреты и картины голландских, русских, польских художников.

Гомельский государственный истори­ческий областной музей лишился коллек­ций гравюр и офортов работы русских и зарубежных мастеров XVIII — XIX вв., ар­хеологических раскопок периода неолита, картин известных художников.

Из Барановичского музея в Германию под конец войны были вывезены полот­на П.Рубенса, произведения беларуских художников, коллекция западноевропей­ского и китайского фарфора. Из Мин­ского историке -художественного му­зея — многочисленные ценности, в числе которых — старинные пушки из Несвиж­ской коллекции Радзивиллов. Уникальная коллекция, связанная с еврейской культу­рой, — картины, книги, рукописи, предме­ты декоративно-прикладного искусства, религиозного культа — попала в Вену.

Многие ценности вывозились перед на­чалом наступления фашистов не только в Москву, но и в другие российские города. В Сталинград были направлены экспона­ты Гомельского областного музея, однако во время переправы на левый берег Волги они были потоплены немцами при бом­бежке. В Саратове остались собрания Ви­тебского и Минского музеев, куда входили произведения белорусских, русских, за­падноевропейских художников. Сборы из белорусских коллекций находятся в Орле (10 портретов Голынских и Цехановецких), Пскове (издания Могилевской типогра­фии), Смоленске (полотна XVI — XVIII вв. из частной галереи Сапег).

 

author avatar
Zhukouski Kastus
Только самое горячее

Закрепите на Pinterest

Translate »
Яндекс.Метрика