При этом он завещал, чтобы монастырь навсегда оставался в послушании святых патриархов Константинопольских, а перед смертью «наказал» передать обитель под оборону Виленского монастыря. И было это где-то в 1635-1638 годах.
Когда большинство кобринских церквей стали униацкими, не желавшие переходить в новую религию литвины начали ходить в Лепесы. Таким образом, Лепесовский монастырь при малом количестве верующих сделался активным проводником православия. Дошло до того, что Владимиро-Брестский униатский епископ Зеленский в 1689 году жаловался королю, что Лепесовский монастырь наносил вред не только вере, но и способствовал обеднению «храмов», «священников». В связи со всем этим высокопоставленный священнослужитель «просил принять меры».
В ответ, власти «посоветовали»: «…всячески препятствовать посещать этот монастырь».
Просуществовал Лепесовский православный монастырь до 1691 года. Вот как Иван Котович в «Виленском сборнике» (1869 год) описывает обстоятельства, связанные с закрытием обители. «Сохранилось предание, по которому в день Пасхи униаты напали на Лепесовскую обитель, «колодою» выбили запертые двери, выгнали священника и закрыли церковь».
В соответствии со вторым преданием: «православные в день Пасхи отправились «с коробами» в Лепесы к богослужению и для посвящения хлебов. Туда надо было переправляться на лодках через Мухавец. На обратном пути поджидавшие их униаты напали на православных, отняв освящённые хлеба, а людей бросили в воду…».
Захватив монастырь, они сделали его униатским. К сожалению, доподлинно не известно куда делись монахи из бывшего православного монастыря. Возможно, они вернулась в Купятичи и приняли униатство.
Следующим испытанием для монастыря была Северная война 1700-1706 годов. Карл XII шёл с войском на Пинск через Кобрин. Шведские солдаты брали на Кобринщине фураж для скота, провиант, но монастырь разграблен не был. Косвенным свидетельством тому являются сохранившиеся богослужебные книги, изданные православным братством Львовским и Виленским и присланные в Лепесовский монастырь.
В 1858 году эти уникальные издания читал и Павел Шпилевский, находясь в библиотеке Кобринского духовного училища, располагавшегося в Спасском монастыре. А вот дальнейшая судьба этих книг неизвестна. Где в Лепесах находился монастырский комплекс – не знает пока точно никто. Но, если на богослужение ездили через Мухавец на лодках, то, скорее всего, это было не далеко от пристани. Возможно, это район школы № 4?
В начале XX столетия землями села Лепесы владела семья (по данным 1910 года) священника Николая Дмитриевича Грозмани. К сожалению, не сохранилось сведений о том, как выглядел Лепесовский монастырский комплекс тогда.
Согласно инвентаря 1631 года Купятичский комплекс был деревянным: двухъярусная брама-звоница с крестом и двумя звонами. Рядом церковь (там Богородицы, у нас – неизвестно, может – Святой Елены, так как ещё в Первую Мировую в Лепесах был храм с таким названием.
Далее следовало три деревянных дома: один для игумена, два для монахов. Была отдельная трапезная и пекарня, амбары, сараи для животных, гумна, колодец, баня и кладбище (там, скорее всего, похоронены русские и немецкие солдаты, погибшие в Первую Мировую войну).
Ещё при монастыре была библиотека и аптека с госпиталем. Священники и богатые помещики, по традиции, надеясь на вечный покой, завещали хоронить себя в подземельях монастырского храма.
Когда были снесены здания монастыря и другие постройки – не известно. В память о богочестивых поступках наших предков на месте, где, когда то стояла святыня сейчас стоит крест.