Запрещали пить много молока и гулять под дождём — это практически всё, что запомнил из своего детства о Чернобыле Артур Бондарь. Он не рос на загрязнённой территории, но однажды катастрофа увлекла его. Фотограф провёл 8 лет в поездках по Зоне, потому что понял: это его место. Так появилась книга-альбом «Тени Звезды Полынь», презентованная в Минске при содействии Товарищества «Зелёная сеть» и журналистской мастерской «Пресс-клуб».
Фотограф: «Я почти не нашёл проектов на эту тему»
«Кому нужна ещё одна книга про Чернобыль?» — такой вопрос задал бы Артуру Бондарю товарищ, если бы заранее знал о её выходе. Но он не спросил: оказалось, об этом до сих пор можно говорить.
«Когда я начал смотреть, что украинцы делали на эту тему, то не нашёл ни одного проекта, — говорит фотограф. — И мне стало удивительно. Думаю, это из-за того, что мы привыкли. Мы решили, что Чернобыль всегда будет с нами, и какая разница…»
Артур постарался работать на уровень выше, чем смерть, и сделать артовый документальный проект, по атмосфере схожий на «Сталкера» Тарковского.
«Мне показалось, это будет очень уместно: в годовщину катастрофы поговорить о ней с помощью визуального языка. Многие стараются эту проблему замолчать», — считает фотограф и организатор презентации Татьяна Ткачёва.
Товарищество «Зелёная сеть» поддержало презентацию в рамках своих мероприятий, посвящённых годовщине аварии на ЧАЭС. Ведь это проблема не одного дня:
«Прошло 30 лет, но последствия никуда не исчезли», — обращает внимание ИринаСухий, член совета ОО «Экодом».
Люди, которые устали бояться
Фотограф попал в Чернобыль в 2007 году, откуда на протяжении 8 лет делал свои снимки.
«Я понял, что это моё место, и начал туда ездить ещё и ещё. Я хотел смотреть, что там происходит», — говорит он.
По его мнению, Зона — это десятки домов, увитые растениями, это парадокс:
«Весь абсурд в том, что атомную станцию создали для выработки энергии, но она её только поглощает, чтобы можно было контролировать уровень радиации».
Местные жители радиации почти не боятся. «Устали», — отвечают на постоянный вопрос фотографа. Они живут тем, что сами добыли, потому что денег не заработаешь, а компенсация проживающим — 50 центов за день, или 17 долларов в месяц.
Самосёлы ловят рыбу, сушат грибы: «Парень, не переживай, я не для себя. Это на продажу в Киев», — говорят в ответ. Кто-то сдаёт вторсырьё:
«Ты выходишь из дома, а слева и справа уже сложены батареи металла. Остаётся только, чтобы приехала машина и вывезла их. Чиновники? Они не отвечают на неудобные вопросы. Сейчас речь о том, чтобы открыть 30-километровую зону под озеленённую территорию для отдыха, а закрытой оставить 10-километровую»,— объясняет Артур.
Он рассказывает и другие истории — про первое сообщение об аварии, звонки пожарным, про то, как жители Зоны попросту не верят в радиацию:
«Сынок, ты учебник читал? Станция взорвалась, но осело всё не сразу. И здесь чистейшие места», — цитирует Артур деда-рыболова с украинской стороны.
Учёные попробовали разрушить иллюзию того, что если радиация не видна, то это не значит, что её нет. В спиртовых парах можно наблюдать излучение урана.
Чернобыль связывают с религией, и даже есть икона, где изображены ликвидаторы-шахтёры. Они не святые, но прорыли тоннель под реактор, чтобы охладить его жидким азотом… Оказалось, что охлаждать уже нечего, потому что содержимое поднялось в воздух.
Тогда пострадало много рабочих, и не все из них выжили.
«Книгу было очень трудно издать»
Для автора Зона — это в первую очередь лес. А книга получилась словно прогулка по нему, с фотографиями тамошних пейзажей, выполненными в глубоком чёрном цвете. Этого тона, кстати, было так сложно добиться от издателей, что пришлось ехать в Москву и печататься в 5 разных местах.
В издании нет текста, только фото, почти все сняты на плёнку. Есть документальные материалы: селфи ликвидатора у реактора, фото начала строительства станции, первая телеграмма о трагедии и первое сообщение в иностранном СМИ — газете «The Times».
Тираж в 300 экземпляров уже почти раскуплен, в основном не украинцами и не беларусами. Хотя стоимость издания приличная: 30 евро в эквиваленте.
«Книгу было очень трудно издать. Я обращался за помощью и в украинские организации, и в российские, например МЧС, — вспоминает Артур Бондарь. — Но не получил ни от кого ответа. Единственный вариант сделать то, что тебе интересно, — сделать это самому».
Ещё один тираж не планируется, но почитать о произведении можно на сайте, а узнать, где можно приобрести, — там же либо связавшись с автором через е-мейл: artsbondar@gmail.com. На выставке работы пока увидеть нельзя: событие планировалось в Киеве, но было отложено на время.